Студия ландшафтного дизайна

наш телефон: +7 918 010-75-40
e-mail: secret-garden2001@mail.ru

ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

ландшафтный дизайн

В дизайне ландшафта стиль подразумевает единство формы и способов ее воплощения, сочетание частей объединенных в единое целое. Принято ориентироваться по общепринятой градации стилей (античность, эпоха Средневековья и т.д.), а также по территориальному признаку (английский, японский и т.д.). Есть, конечно, и пересечение с архитектурными стилями (классицизм, барокко и т.д.) На протяжении веков и до сего дня в компоновке пространства параллельно существуют два основных направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших. Стиль можно сравнить с живым человеческим языком. Он так же претерпевает изменения, вбирает в себя элементы других стилей. Вот откуда синтез разнообразных стилей и родство между ними..

Понятие «стиль» дошло до нас с древних времен. Претерпев некоторые изменения, смысл этого слова в наши дни означает форму выражения чего – либо. В дизайне ландшафта стиль подразумевает единство формы и способов ее воплощения, сочетание частей объединенных в единое целое. В этой области и сейчас идут споры о стилях. По крайней мере, принято ориентироваться по общепринятой градации стилей (античность, эпоха Средневековья и т.д.), а такжеВ дизайне ландшафта стиль подразумевает единство формы и способов ее воплощения, сочетание частей объединенных в единое целое. Принято ориентироваться по общепринятой градации стилей (античность, эпоха Средневековья и т.д.), а также по территориальному признаку (английский, японский и т.д.). Есть, конечно, и пересечение с архитектурными стилями (классицизм, барокко и т.д.).

На протяжении веков и до сего дня в компоновке пространства параллельно существуют два основных направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших. Стиль можно сравнить с живым человеческим языком. Он так же претерпевает изменения, вбирает в себя элементы других стилей. Вот откуда синтез разнообразных стилей и родство между ними.

Понятие «стиль» дошло до нас с древних времен. Претерпев некоторые изменения, смысл этого слова в наши дни означает форму выражения чего – либо. В дизайне ландшафта стиль подразумевает единство формы и способов ее воплощения, сочетание частей объединенных в единое целое. В этой области и сейчас идут споры о стилях. По крайней мере, принято ориентироваться по общепринятой градации стилей (античность, эпоха Средневековья и т.д.), а также по территориальному признаку (английский, японский и т.д.). Есть, конечно, и пересечение с архитектурными стилями (классицизм, барокко и т.д.).

Иногда случается, что тип планировки путают со стилем. Это распространенное заблуждение. Тип, например, регулярный – это способ деления на зоны по функциональному признаку и планировка сети дорожек и тропинок. Этот тип можно реализовать в различных стилях и все они будут заметно друг от друга отличаться, а сам тип будет одним и тем же.

Стиль можно сравнить с живым человеческим языком. Он так же претерпевает изменения, вбирает в себя элементы других стилей. Вот откуда синтез разнообразных стилей и родство между ними. Нужно быть очень внимательным и чутким при попытке смешивать элементы различных стилей, т.к. нетрудно незаметно перейти тонкую грань, отделяющую искусство от безвкусицы.

На протяжении веков и до сего дня в компоновке пространства параллельно существуют два направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших.

Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады, ручейки, пруды, оранжереи, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды и лабиринты.

Есть еще одна особенность в развитии стилей садово-паркового искусства. Между стилями в садовом искусстве нет таких резких переходов, какие существуют в других искусствах. Деревья растут медленно, их сажают «на вырост», с расчетом на будущее, иногда далекое, и площадь для садов и парков по большей части «традиционна»: она связана с уже существующими на ней зданиями и постройкам, а потому с трудом поддается переустройству

СТИЛИ САДОВ

ландшафтный дизайн

РЕГУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ

В садово-парковом искусстве регулярный стиль считают одним из основных. Он пришел из Франции, и предполагает создание строгого, выверенного пространства. Его задача — создать упорядоченное, подчиненное общей идее, эстетичное пространство, в котором природа была бы подчинена человеку. Регулярный стиль (классический, формальный) — подразумевает правильное расположение элементов по отношению к заданной или главной оси, четкие линии, строгие геометрические формы элементов ландшафта.

Правильное сочетание в математических фигурах, прямые дорожки, сходящиеся к центру (дому), чередующиеся посадки стриженых деревьев и кустарников, парадные цветники, большие участки газона, скульптуры, фонтаны — все это элементы характеризующие регулярный стиль.

Осевые композиции

Центральная точка — цветник, фонтан или скульптура. От нее расходятся две оси-дорожки. По бокам от дорожки озеленение выполняют симметрично, зеркально.

Боскеты

Регулярный сад, в котором с помощью озеленения формируют замкнутое пространство. Это может быть небольшой «кабинет» или просторная, но укрытая от посторонних глаз роща. «Стенки» боскета формирует плотная и высокая живая изгородь либо деревья, посаженные плотными рядами. Внутри разбивают цветники, устанавливают скульптуры и садовую мебель. При этом соблюдают принципы симметрии.

Рабатки

Это — прямоугольные вытянутые клумбы, которые разбивают вдоль дорожек или между ними. Цветы на таких клумбах высаживают, формируя сложный узор. Рабатки часто используют в оформлении городских парков и скверов, но и на частной территории они выглядят привлекательно и уместно. Малые архитектурные формы. Регулярный стиль активно использует их. Статуи и скульптурные группы становятся центрами осевых композиций или элементами оформления живых изгородей. Садовая мебель устанавливается так, чтобы подчеркнуть симметрию в ландшафтном дизайне

Вазоны с цветами дополняют озеленение и акцентируют внимание на выбранных формах. Беседки, бельведеры располагают на смотровых площадках — их используют, чтобы любоваться регулярным садом.

Малые архитектурные формы

Регулярный стиль активно использует их. Статуи и скульптурные группы становятся центрами осевых композиций или элементами оформления живых изгородей. Садовая мебель устанавливается так, чтобы подчеркнуть симметрию в ландшафтном дизайне. Вазоны с цветами дополняют озеленение и акцентируют внимание на выбранных формах. Беседки, бельведеры располагают на смотровых площадках — их используют, чтобы любоваться регулярным садом.

ландшафтный дизайн

ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ

Пейзажный стиль (ландшафтный) также называют английским по стране происхождения. Это — одно из самых интересных и сложных направлений ландшафтного дизайна. Его идея — в создании максимально естественного, приближенного к природному ландшафта, который, тем не менее, будет ухоженным, удобным, благоустроенным.
Пейзажный стиль – это естественность и гармония, в котором используется подражание природе, извилистые дорожки, теряющиеся в зарослях деревьев и кустарников; дом не является центром, а гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Для английского стиля важны традиционные элементы садового дизайна: старомодные деревянные перголы, беседки, увитые плетистыми розами, тщательно ухоженный газон, изящные скамейки для отдыха, скульптуры, небольшие водоемы и множество цветников, создающих эффект непрерывного цветения.
На открытой веранде установлена классическая английская садовая мебель из ажурного металла и контейнеры с яркими летниками. Сдержанность — отличительная черта английского пейзажа, здесь неуместно буйство красок. Придерживаясь классических традиций, вход на участок англичане украшают композицией из хвойных и декоративно-лиственных растений, в основном карликовых и миниатюрных форм и сортов. Даже в зрелом возрасте они не закрывают нарядный фасад дома с красивыми стрельчатыми окнами.
Основная трудность связана с тем, что имитировать естественную среду сложно.
При ландшафтном проектировании элементы озеленения и благоустройства располагают так, чтобы избежать ритмичности, монотонности, симметрии. Предпочтение отдают изогнутым, плавным, округлым линиям. Для оформления территорий используются растения, которые характерны для конкретной местности и хорошо в ней приживаются. Пейзажный стиль повторяет природу в том, что касается расположения растений: высокие деревья сменяет кустарник-подлесок, а ниже находятся цветы и газон.

К оформлению сада в пейзажном стиле существуют следующие требования:

•   многоярусное озеленение для иллюзии естественного ландшафта;
•   натуральные материалы для малых архитектурных форм;
•   дорожки мостят натуральным камнем.Их не располагают по прямой;
•   при озеленении используются только растения, характерные для данного региона;
•   даже для маленьких участков создают иллюзию «бесконечности» сада, «маскируя» ограды и заборы зеленью;
•   принцип многоярусности используют и при создании цветников.

ландшафтный дизайн

ЯПОНСКИЕ САДЫ

Японская культура своеобразна. Долгое время она развивалась в атмосфере изоляции, отсюда ее необычность и уникальность. Особенностью японской культуры является то, что чувства и интуиция преобладают над рассуждениями. Вся она как бы полная противоположность европейской культуре с ее рационализмом. Японский сад – это уникальный стиль ландшафта. Первые японские сады появились в 16-17 вв. Это была имитация морского побережья, воплощенная с помощью водоема со скалами и островами.

Искусство создания японских садов строится на принципах эстетики дзэн. Как и все японское подобные сооружения имеют некий философский смысл. Своей четкой продуманностью композиции, воплощенной на малой площади, они реализуют некую уменьшенную модель Вселенной.

Важные элементы японского сада – хвойные растения, различные виды вишен и слив, называемые общим термином «сакура», мох, а так же вода, которую можно реализовать и в виде символов. Все элементы должны быть реальными, только воду можно заменить гравием или песком. В японском саду соблюдаются основные природные принципы и в тоже время, такой сад не имеет природных аналогов.

Японский сад можно сравнить с картиной. Каждый входящий в него элемент обладает самостоятельностью и завершенностью и одновременно эти элементы дополняют друг друга и создают единое целое.

ландшафтный дизайн

МАВРИТАНСКИЕ САДЫ

Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть всего того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

А с другой стороны, мавританские сады – прямые наследники знаменитых садов древности, среди которых было даже одно из семи античных чудес света – Висячие сады Семирамиды.

Для восточных садов пустынного пояса всегда было характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить воду. Поэтому водоемы мавританских садов – пруды, фонтаны, каналы – обычно невелики по размеру, но устроены таким образом, чтобы вода все время была в поле зрения.

Центром мавританского сада чаще всего является фонтан или пруд, от которого расходятся по сторонам света четыре канала – как четыре реки, которые вытекают из райского сада. И сам мавританский сад в своей классической форме как бы повторяет в миниатюре образ мусульманского рая. В плане мавританские сады отличает геометрическая правильность, но в отличие от садов регулярного стиля, здесь выверенный геометрический план, подражающий восточному орнаменту, сочетается с естественным буйством растительности, разнообразие которой просто поражает. Растения в мавританском саду без крайней необходимости не стригут и не обрезают, они растут свободно, и если им достаточно воды, то заполняют собой все пространство.

ландшафтный дизайн

САД В СТИЛЕ МОДЕРН

Модерн (от французского слова moderne – новейший) – стилевое направление в европейской архитектуре и как следствие в саду , появившееся на рубеже XIX-XX вв., известное также под термином арт-нуво. Однако не многие знают, что в этом стиле создавались и создаются прекрасные неповторимые изящные сады в стиле модерн. Тонкий изящный, всегда непредсказуемый, сад-модерн сегодня превратился в любимца ландшафтных дизайнеров, продолжает радовать всех ценителей прекрасных парков и садов.
Модерн соединил европейские и восточные художественные традиции. В сравнении с восточными садами содержит меньшее количество элементов, небольшой набор растений, возможно использование аксессуаров, но количество их минимально.

Пейзажная на первый взгляд планировка подчинена центральной композиции — дому. Развитие планировки «по спирали», типичное для модерна, подчеркивается чередой открытых пространств, расходящихся от дома. В саду миниатюрного размера можно наблюдать отказ от осевых перспектив в планировке, зато более уместно использование террас.

Характерно устройство подпорных стенок, а также плотных живых изгородей, позволяющих четко разграничить зоны и скрыть неэстетичные виды. Во всех ландшафтных творениях, выполненных в стиле модерн, четкая геометрия планировки контрастирует с извилистыми линиями мягкого растительного орнамента. Все части и структуры сада функциональны и удобны.

По сути, сад в стиле модерн – это участок, четко разделенный на зоны, в котором удобство и функциональность всегда преподаны в контексте изящного планировочного решения. Дом и сад неразрывно связаны: линии фасада повторяются в саду, а растительный орнамент используется при создании интерьеров дома.

Растения, древесные или травянистые ценятся, прежде всего, за оригинальную архитектонику кроны и необычную окраску листвы, а не за пышное цветение. Использование фигурно стриженых деревьев роднит модерн с регулярным стилем. Важнейший элемент стиля — линия, четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн – плавная дуга. Плавный, но очень четкий изгиб дорожек, газонов, краев лужаек, берегов водоема, создают приятные для глаз зрительные картины. Линии и формы элементов сада и растений всегда простые, хорошо просматриваемые. Контраст — не менее существенная особенность модерна. Контраст горизонталей и вертикалей, газона и мощения, света и тени, цветовых сочетаний.

Охотно используется вода. Идеальная зеркальная поверхность пруда, отражающая строгие композиции, уместна также, как и легкомысленный ручеек, бегущий по камням, и фонтан, создающий торжественную атмосферу. Важно не переусердствовать – модерн затейлив, но лаконичен. Открытые пространства поделены между газонами и мощениям. Причем газон всегда партерный.

Сад в стиле модерн создается как сплав красоты и пользы. Тем не менее декоративность в нем неизменно преобладает, поэтому не стоит, пожалуй, устраивать на участке хозяйственный двор и полноценный огород.

ландшафтный дизайн

Заботясь о репутации, мы не гонимся за количеством,
но качество первостепенно!